Татьянина Оксана Рафиковна

Возможности использования информационных технологий в обучении химии

08 ноября 2015

Возможности использования информационных технологий в обучении химии.

Татьянина О.Р., учитель химии

 МОУ Лицей №15 Заводского района

 города Саратова

 

В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях  новой информационной среды: использование  телевидения, Интернета, компьютерных программ, традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.

Цель современного образования состоит в предоставлении обучающимся оптимальных условий для активного познавательного процесса учебного материала, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у обучающихся представление о единой картине мира, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Как учебный предмет химия способствует воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у обучающихся интереса к получению знаний.

Химия – один из сложных образовательных предметов. Овладеть успешно даже базовым уровнем школьного курса нелегко. Поэтому наша задача как педагогов состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребность в демонстрации явлений и их моделирования. На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное построение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двумерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования компьютерных технологий объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.

В изучении школьного курса химии мы выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  1. Изучение производств химических продуктов;
  2. Моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  3. Система тестового контроля;
  4. Подготовка к ЕГЭ и ГИА;

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Но мы считаем, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакции с использованием токсичных веществ, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучающихся.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статического, аудио – и видеоматериалов. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как закрепление изученного материала, как способ проверки знаний.

Мультимедийный урок – презентация имеет значительные преимущества в том, что информация в нем преподносится графически выразительно, в сочетании с изображением и звуком. При этом учитель химии может наглядно показать протекание какого – либо процесса и его схему, обозначить причинно – следственные связи, раскрыть отдельную химическую закономерность в различных ее аспектах.

В ходе урока ребята ведут записи в тетрадях, то есть ИКТ не отменяет традиционную методику подготовки и проведения урока, но в некотором смысле облегчает и актуализирует технологию его создания.

Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности: умение обобщать, анализировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность.

Использование учителем информационно – коммуникативных технологий на уроках дает:

  1. экономию времени на уроке,
  2. глубину погружения в материал,
  3. повышенную мотивацию обучения, интегрированный подход в обучении,
  4. возможность использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов,
  5. возможность формирования коммуникативной компетентности,  так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему,
  6. накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.

Каждый современный учитель должен иметь каталог и коллекцию цифровых образовательных ресурсов, Это могут быть электронные учебники, различные диски, Интернет – ресурсы, презентации, созданные самим учителем, видеофрагменты, учебные фильмы, флеш-анимации, коллекция картинок, аудиофайлы, музыкальные фрагменты. Все они  помогают учителю объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Можно порекомендовать обратиться за информацией на следующие сайты:

http: // www.shkola.edu.ru

http: // school-collection.edu.ru

http: // www.uroki.ru

http: // experiment.edu.ru

http: // him.1september.ru

http: // fcior.edu.ru

 

Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?

На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

  1. Повышение качества образования по химии в лицее до 79%.
  2. Повышение познавательного интереса к предмету: увеличился процент учащихся, выбирающих для сдачи итоговой государственной аттестации предмет  химии; каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров научно – практических конференций для обучающихся
  3. Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.
  4. Повышение уровня информационной культуры (ведется мониторинг учебно-информационных умений и навыков, отслеживается уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации)
  5. Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке с 30% до 75%.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

 

Оставить комментарий: