Возможности использования информационных технологий в обучении химии
08 ноября 2015
Возможности использования информационных технологий в обучении химии.
Татьянина О.Р., учитель химии
МОУ Лицей №15 Заводского района
города Саратова
В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.
Цель современного образования состоит в предоставлении обучающимся оптимальных условий для активного познавательного процесса учебного материала, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у обучающихся представление о единой картине мира, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Как учебный предмет химия способствует воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у обучающихся интереса к получению знаний.
Химия – один из сложных образовательных предметов. Овладеть успешно даже базовым уровнем школьного курса нелегко. Поэтому наша задача как педагогов состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.
Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребность в демонстрации явлений и их моделирования. На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное построение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двумерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования компьютерных технологий объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.
В изучении школьного курса химии мы выделяем несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- Изучение производств химических продуктов;
- Моделирование химического эксперимента и химических реакций;
- Система тестового контроля;
- Подготовка к ЕГЭ и ГИА;
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Но мы считаем, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакции с использованием токсичных веществ, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучающихся.
Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статического, аудио – и видеоматериалов. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как закрепление изученного материала, как способ проверки знаний.
Мультимедийный урок – презентация имеет значительные преимущества в том, что информация в нем преподносится графически выразительно, в сочетании с изображением и звуком. При этом учитель химии может наглядно показать протекание какого – либо процесса и его схему, обозначить причинно – следственные связи, раскрыть отдельную химическую закономерность в различных ее аспектах.
В ходе урока ребята ведут записи в тетрадях, то есть ИКТ не отменяет традиционную методику подготовки и проведения урока, но в некотором смысле облегчает и актуализирует технологию его создания.
Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности: умение обобщать, анализировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность.
Использование учителем информационно – коммуникативных технологий на уроках дает:
- экономию времени на уроке,
- глубину погружения в материал,
- повышенную мотивацию обучения, интегрированный подход в обучении,
- возможность использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов,
- возможность формирования коммуникативной компетентности, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему,
- накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
Каждый современный учитель должен иметь каталог и коллекцию цифровых образовательных ресурсов, Это могут быть электронные учебники, различные диски, Интернет – ресурсы, презентации, созданные самим учителем, видеофрагменты, учебные фильмы, флеш-анимации, коллекция картинок, аудиофайлы, музыкальные фрагменты. Все они помогают учителю объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Можно порекомендовать обратиться за информацией на следующие сайты:
http: // www.shkola.edu.ru
http: // school-collection.edu.ru
http: // www.uroki.ru
http: // experiment.edu.ru
http: // him.1september.ru
http: // fcior.edu.ru
Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?
На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:
- Повышение качества образования по химии в лицее до 79%.
- Повышение познавательного интереса к предмету: увеличился процент учащихся, выбирающих для сдачи итоговой государственной аттестации предмет химии; каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров научно – практических конференций для обучающихся
- Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно-научного цикла.
- Повышение уровня информационной культуры (ведется мониторинг учебно-информационных умений и навыков, отслеживается уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, умение осуществлять обработку информации)
- Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке с 30% до 75%.
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.